СИСТЕМЫ СМАЗКИ ДЛЯ СТАНОВ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ.
В рамках модернизации системы смазки на ПАО «Северсталь» была спроектирована, изготовлена и запущена в работу система смазки подшипников жидкостного трения опорных валков клетей №5,6 на стане горячей прокатки 1700. В статье рассматривается предложенное и реализованное техническое решение для системы смазки подшипников прокатного стана.
Отзыв о работе
Одним из направлений работы УрИЦ является модернизация прокатных производств. Тяжелые условия, в которых работает оборудование прокатных цехов, большое число механизмов, входящих в прокатный стан и работающих с разными режимами и в разных условиях как по температуре, скорости, так и по передаваемым усилиям, большая площадь, занимаемая этим оборудованием, и непрерывность его работ —все это предъявляет высокие требования и к смазочным устройствам, при помощи которых обеспечивают смазкой все узлы трения прокатных станов.
В 2016 году на стане 1700 ПАО «Северсталь», сложилась ситуация, когда существующая система смазки подшипников жидкостного трения опорных валков клетей №5,6, не позволяла обеспечить условия стабильной работы подшипников при предельных нагрузках. Температура масла на сливе из подшипников достигала 59…61 0С, подшипники перегревались, снижался темп прокатки, выходили из строя втулки цапфы и вкладыши ПЖТ, что приводило к снижению производительности стана и увеличению числа внеплановых простоев.
В 2016 году руководство ПАО «Северсталь» поставило задачу по модернизации системы смазки подшипников жидкостного трения (ПЖТ) на стане 1700 с целью:
· увеличения производства г/к полосы в рулонах на 5000т/год;
· обеспечения стабильной работы подшипников жидкостного трения клетей №5, №6 стана 1700 на всех режимах прокатки;
· снижения внеплановых простоев;
· снижения затрат на ревизию ПЖТ;
· увеличения степени информативности системы;
· замены устаревшей системы управления.
После проведения диагностики системы специалистами ООО «УрИЦ» были сформулированы основные проблемы при работе системы смазки:
- недостаточная эффективность системы охлаждения масла;
- недостаточная производительность насосов смазки;
- недостаточная точность поддержания давления масла на входе в подшипники;
- малый объем масла в баках системы;
- большие потери давления в напорной магистрали системы;
- устаревшая система управления.
Рис.1. Чистовая группа клетей стана горячей прокатки 1700.
Для решения вышеуказанных проблем, в рамках проекта модернизации специалистами УрИЦ были предложены следующие решения:
· Увеличение расхода системы;
· Заменена трубопроводов;
· Установка дополнительного теплообменника;
· Установка новых блоков регулирования давления;
· Установка системы диагностики на каждый подшипник;
Предложенные решения и выбор параметров системы подкреплялись расчетами.
Таблица 1. Результаты расчета потерь давления в сливном трубопроводе.
Расход в одном подшипнике, Qi, л/мин |
Вязкость масла, ν, сСт |
Диапазон давлений на входе в сливные трубопроводы, рi, бар |
100 |
200 |
0,05…0,06 |
120 |
200 |
0,06…0,072 |
150 |
200 |
0,075…0,09 |
100 |
500 |
0,125…0,15 |
120 |
500 |
0,15…0,18 |
150 |
500 |
0,19…0,23 |
Модернизированная система смазки позволила:
ü обеспечить подачу необходимого количества масла к подшипникам стана, без просадки давления;
ü поддерживать заданный уровень давления масла на входе в подшипники стана на всех режимах работы стана;
ü дистанционно сбрасывать давление на входе в подшипники стана при перевалках;
ü поддерживать заданную температуру масла на входе в подшипники стана;
ü поддерживать заданную температуру масла в баках системы смазки при простоях;
ü обнаруживать источник обводнения масла гидросистемы;
ü дистанционно контролировать параметры работы каждого подшипника жидкостного трения опорных валков клетей №5,6;
ü дистанционно контролировать параметры работы насосной станции системы смазки;
В состав системы смазки подшипников после модернизации входят, следующие составные части:
- гидросистема;
- электрооборудование;
- система управления, включая:
- шкаф автоматики;
- пульт управления системой ПЖТ (маслоподвал);
- пост управления (панель управления и визуализации) в помещении дежурного гидравлика;
- экраны визуализации работы системы на центральном пульте оператора стана.
Табл. 2. Техническая характеристика модернизированной системы смазки.
· Количество основных насосов (один резервный) |
3 |
· Рабочее давление основных насосов, Бар |
6,3 |
· Производительность одного насоса, л/мин не менее |
780 |
· Рабочая жидкость |
Минеральное масло, вязкостью 220сСт при 40С |
· Температура масла на входе в подшипники, С |
40+/-2 |
· Температура масла в баке, С макс |
65 |
· Давление на входе в подшипники, Бар |
1,4…2,2 |
· Охлаждение |
водяное |
· Количество охладителей |
2 |
· Максимальная температура воды на входе охладителей, С |
32 |
· Нагрев масла в баках |
От цеховой магистрали пара |
· Тонкость фильтрации масла, мкм |
100 |
· Количество баков (один резервный) |
2 |
· Общая мощность приводных электродвигателей, кВт |
66 |
Поддержание давления на входе в подшипники.
В гидросистеме ПЖТ установлены 3 винтовых насоса. Подачу рабочей жидкости в систему могут осуществлять один или два насоса. В случае отключения последнего из работающих насосов происходит автоматический запуск резервного насоса.
Давление на входе в подшипники настраивается регулируемыми клапанами (регуляторами давления), установленными в напорной магистрали перед выходом к клетям. Регуляторы давления могут быть перекрыты запорными кранами. Для нормальной работы гидросистемы необходимо открыть магистраль только одного из регуляторов. Второй регулятор должен быть настроен на рабочее давление и отключен от напорной магистрали (находится в резерве). При работе системы смазки, давление на входе в подшипник будет изменяться в пределах характеристики регулятора и изменения потерь на участке трубопровода от регулятора до подшипника ( ±15% от давления настройки).
Давление на входе в подшипник может быть сброшено при открытии байпасного крана с электроуправлением. Давление в системе ПЖТ сбрасывается при перевалках валков.
Регулирование температуры масла.
Для регулирования температуры масла в системе ПЖТ в гидросистеме предусмотрены два водомасляных, пластинчатых теплообменника, в баках гидросистемы установлены паровые змеевики.
В напорной магистрали насосов установлены два независимых водо-маслянных теплообменных аппарата. Система смазки может работать с одним или сразу с двумя охладителями. Температура масла на входе в подшипники регулируется с помощью системы управления, посредством регулирования количества охлаждающей воды (управляется задвижкой с электроприводом).
Требуемая температура масла в системе ПЖТ, устанавливается на сенсорной панели в помещении дежурного гидравлика. Автоматическая система управления температуры работает по датчику температуры, установленному на выходе маслостанции.
Система охлаждения может работать в режимах:
· ВКЛЮЧЕНО, охлаждение включено без регулирования.
· АВТОМАТ.
· ВЫКЛЮЧЕНА.
Нагрев масла.
В Баках №1 и №2 установлены паровые рубашки. Температура масла в баках регулируется с помощью системы управления, по средством открытия и закрытия клапанов пара. Клапаны подачи пара с электрическим управлением. Требуемая температура масла в баке устанавливается на сенсорной панели в помещении дежурного гидравлика. Клапаны пара работают во всех режимах не зависимо от работы насосов и выбора бака.
Клапаны пара имеют кнопки управления на ПУ:
· ОТКРЫТ. Принудительное открытие не зависимо от работы насосов.
· АВТОМАТ. Управление клапанами в автоматической системе нагрева. Система нагрева работает не зависимо от работы насосов.
· ЗАКРЫТ. Принудительное закрытие не зависимо от работы насосов.
ДАТЧИКИ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ.
На каждом из подшипников установлены:
· Датчик давления масла на входе в подшипник;
· Датчик расхода масла на входе в подшипник;
· Датчик температуры масла на выходе из подшипника.
В отстойниках на сливе из подшипников установлены
· датчики наличия воды ДВ3...ДВ6.
Рис.2. Экран визуализации работы системы на центральном пульте оператора стана.
Современная модернизированная система смазки подшипников прокатного стана 1700 позволила улучшить качество проката, а также увеличила длительность безостановочной работы стана из-за перегрева подшипников.